Главная » Файлы » История СПб.5 класс |
28.08.2010, 23:59 | |
3. Триумф и победа в памятниках Петербурга 1.
Триумфальные арки Каждая черта художественного облика
Петербурга обладает своей неповторимостью, своим ритмом, своей мелодией. Все
вместе они сливаются в грандиозную архитектурную симфонию, созвучную просторам
Невы, волны которой плещутся у гранитных парапетов. В этой симфонии явственно
различимы торжественные звуки. Их образное выражение – триумфальные арки,
застывшие в камни гимны в честь мужества и воинской доблести защитников
Отечества. Арка – в пер. с лат. означает «дуга».
Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму. Петровские ворота – самая
старинная сохранившаяся триумфальная арка города. К ним с Берёзового
(Городового) острова ведёт Иоанновский мост – первый мост Петербурга.
Сооружены они были в 1708 г. по проекту Доменико Трезини в честь победы
над шведами под Нарвой в 1704 г.. Деревянные ворота были украшены сверху
фигурой апостола Петра – покровителя Санкт-Петербурга – с ключами в руках и
символическим изображениями Веры и Надежды. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада – городская («поль» - в пер. с греч. - город, «полис» - город-государство в Древней Греции) и Афина Паллада (Воительница). Здесь они с 1714 года, когда существовавшие прежде деревянные ворота были заменены на каменные. Афина Полиада одета в длинное ниспадающее платье. Она Петровские ворота Московские ворота Арка Главного Штаба Нарвские ворота держит в правой руке змею – символ мудрости, а в левой – зеркало,
причём, зеркало повёрнуто таким образом, что в него Афина может увидеть
подплывающие по Неве вражеские корабли, охраняя тем самым Петербург от врага. И
в греческой мифологии Афина Полиада считалась покровительницей мирных городов.
Афина Паллада же считалась у греков богиней справедливой войны. И изображена
она на воротах в полном военном облачении. Голову её украшает шлем, на котором
примостилась небольшая ящерка – саламандра. Эта ящерка непростая. Про неё
существует легенда, будто она в огне не горит и в воде не тонет. Впрочем, как и
Санкт-Петербург, который ни враг не победит, ни пожары и наводнения. На груди
Афины изображение морды льва – смелого и могучего животного, символа Шведского
королевства, с которым вела Северную войну Россия в 1700-1721 гг. В левой руке
богини – щит-эгида с изображением головы Медузы Горгоны. Щит богини Афины был
обтянут кожей убитого ею в битве гиганта Палланта (отсюда и имя Паллада).
Однако, по другому мифу, Афина подарила зеркальный щит герою Персею для битвы с
Медузой Горгоной, волосы которой были змеями, а взгляд заставлял всякого
заглянувшего ей в глаза
превращвться в камень. И знак окаменевшего на века лика самой Горгоны на щите
Афины – символ победы над врагом – России над Швецией. Арочный проход Петровских ворот украшает
изображение двухглавого орла – изображения с герба Российской империи,
символизирующего Петербург как её столицу. Аттик триумфальной арки украшает
барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром». По бокам от аттика
расположены завитки волют с рельефными изображениями предметов воинского
вооружения. В центре барельефа Конрад Оснер изобразил крепость на скале. Над
ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на
крепость падает вниз головой бородатый человек. Это языческий жрец (волхв)
Симон, который, как рассказывает легенда, порочил и оскорблял апостола Петра и,
поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Пётр своей молитвой
развеял демонов, а Симон с позором и «великим шумом» был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу
люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии
древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а
может быть, воина-защитника крепости. В лучковом фронтоне ворот тоже
располагается барельеф, на котором изображён Бог Саваоф со сферой в руке.
«Саваоф» - одно из имён Бога. Означает оно «повелитель воинств»
(подразумеваются воинства небесные). Аллегорическа барельеф даёт понять, что
Петропавловская крепость находится под защитой Бога Саваофа и апостола Петра.
Современники Петра I так трактовали сюжет: крепость –
это камень, которым апостол Пётр поразит всех, кто будет покушаться на неё.
(Имя Пётр в переводе с греческого – «камень». А в священном писании есть слова
о том, что апостол Пётр – камень, на котором Христос построит церковь свою и
врата ада не одолеют её.) Невские
ворота Петропавловской крепости расположены в Невской куртине,
выходящей в сторону Невы и Дворцовой набережной. 30 августа 1723 г. в
Петербурге отмечалась третья годовщина Ништадтского мира, положившего конец
Северной войне, длившейся 21 год, и утвердившего Россию как одну из самых
могущественных европейских держав. В тот праздничный день, в присутствии тысяч
петербуржцев, толпившихся по берегам Невы, «дедушка русского флота» -
знаменитый ботик Петра I, пройдя перед
строем кораблей, причалил к Невской пристани. Согласно морскому уставу из
четырёх его маленьких орудий произвели приветственный залп. На пристани ботик
ожидали матросы и офицеры, частники морских сражений, отмеченные за особые
заслуги, смелость и мужество. Они подняли это окрашенное в красный цвет,
весящее около 80 пудов, судёнышко на руки. Затем в сопровождении почётного
эскорта, в который входили Пётр I, адмиралы и
генералы, внесли ботик через Невские ворота и установили в Государевом бастионе.
Тотчас начался оглушительный орудийный салют
в двадцать один залп. В первой половине XVIII века через Невские ворота несколько раз выносили
ботик, спускали его на воду, и он под приветственные клики, залпы и колокольный
звон шёл вдоль строя кораблей. Именно эти события придали Невским воротам
значение триумфальных, связанного с созданием русского морского флота. Первые каменные Невские ворота были
построены Д.Трезини в начале 1720-х гг. В 1730-х гг. воротам придали вид,
который и сохранился с внутренней стороны крепости до наших дней:
четырёхъметровую арку с замковым камнем фланкируют пилястры и венчает
треугольный фронтон, на поле которого помещена рельефная композиция из щита,
знамени и воинских доспехов. Перед воротами построили особую пристань
с площадкой, имеющей три ступенчатых спуска к воде. В 1784-1787 гг Н.А.Львов перестроил
наружный фасад ворот в классическом стиле. Колонны, цоколь и все архитектурные
детали вырублены из шлифованного серебристо-серого сердобольского гранита.
Треугольный фронтон декорирован изображением якоря, осенённого скрещенными
пальмовыми ветвями и развевающейся лентой. Символ моря дополняется знаками
боевой славы – декоративными бомбами с язычками огня, поставленными по краям
фронтонтона. Нарвские ворота высятся на бывшей окраине Петербурга, откуда
начиналось Петергофское шоссе, ведущее в сторону Нарвы, а ныне в центре площади
Стачек. Они воздвигнуты по проекту В.П.Стасова в 1827 г. в честь победы
подвигов русской гвардии в Отечественной войне 1812 г. и в освободительном походе 1813-1814 гг. Ранее, четырежды в 1814 г. здесь, под
сводом деревянной триумфальной арки, воздвигнутой по проекту Д.Кваренги,
церемониальным строем прошли гвардейские полки. И горожане, ликуя, встречали
воинов, которые сражались под Смоленском и Бородином, а затем, освободив народы
Европы от наполеоновской тирании, вошли в Париж. 17
августа 1834 г. при огромном стечении народа, перед строем войск под аркой
вновь прошли гвардейские полки, наименования которых золотыми буквами начертаны
на пилонах ворот. Эти лаконичные надписи увенчаны рельефными гирляндами и
венками. Надписи, размещённые на аттике, фризе, пилонах и под сводом арки,
воспринимаются как краткая летопись Отечественной войны 1812 г. На восточной и
на боковой сторонах аттика золочёными рельефными буквами набраны названия мест,
где развёртывались решающие сражения 1812-1814 гг – Бородино, Тарутино, Малый
Ярославец, Красное, Кульм, Шампенуаз, Париж. В восьми отлитых из бронзы строках
дана сжатая история войны, означены главные вехи героического ратного пути
русской гвардии от стен Москвы до церемониального входа в Париж. Статуи воинов в древнерусских доспехах с
венками в руках исполнены В.И.Демут-Малиновским и С.С.Пименовым. Колесницу со сложными
орнаментами изготовили также по модели Демут-Малиновского. Фигуру Славы
вычеканили по модели Пименова. Шестёрку могучих коней, несущих колесницу,
создал П.К.Клодт. Чуть ниже колесницы начертано на русском языке и на латыни:
«Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество...» Московские ворота возведены на месте городской заставы, откуда в XVIII-XIX вв. Начинался путь на Москву. Проект ворот был разработан в 1832-1833 гг В.В.Стасовым. Модели гениев Славы – 29 девушек, несущих гербы российских губерний, рекруты из которых принимали участие в сражениях с войсками Персии и Турции в 1826-1829 гг, выполнил скульптор Б.И.Орловский. Центральные гении – Изобилия и Победоносный. Изобилие символизируется рогом с плодами, а Победа – щитом с гербом России и лавровым венком в руке. Ворота сделаны в духе античного портика – пропилей. Это двенадцать колонн, поставленных двумя рядами. Ворота венчаются восемью декоративными композициями – «кустами» или «кострами» из воинских трофеев. Арка Главного штаба. Рельефы воинских доспехов, фигуры ратников между колонн, парящие над ними гении Славы. А на самом верху арки триумфальная колесница Нике. Богиня стоит с полководческим жезлом в одной руке и лавровым венком в другой. Воины-копьеносцы сдерживают разгорячённых коней. Появмлась эта колесница с шестёркой коней в 1828 г. в честь победы России над Наполеоном. Арка Главного штаба была сооружена по проекту К.И.Росси, а колесницу создали выдающиеся петербургские скульпторы В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов. Автором коней стал П.К.Клодт. | |
Просмотров: 13250 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|