Главная » Статьи » По городам и странам » Дневник путешественника |
Ченстоховский дар святой Елене Слышали ли вы когда-нибудь о Чёрной Мадонне? Полагаю, что вряд ли. Впервые об этом чуде я услышала в прошлом году, когда путешествовала автобусным туром из Петербурга в Римини,транзитом через ряд стран Западной Европы. А именно, когда мы проезжали по территории Польши. Главная трасса проходила мимо полей, на которых то тут, то там выскакивали как грибы-крепыши белостенные хатки. На свежеубранных пожнях в шахматном порядке с завидной аккуратностью лежали валки пшеницы. Кое-где ещё золотилась дозревающая нива... Автобус двигался в сторону северо-западной границы Польши, мерно покачиваясь на ухоженной дороге. За окном моросил дождь... Иногда серую пелену вдруг разрывало вырывавшееся из своего плена солнце. Его яркие блики весело прыгали по лицам задремавших путешественников. Время от времени групповод Валентина оживляла атмосферу увлекательными историями, связанными с местами, мимо которых катил автобус. В один из таких моментов нам и упомянули о Чёрной Мадонне - удивительной святые польского города Ченстохова. Правда допытаться, почему её так называют, в чем её уникальность, за что так почитают её поляки, не удалось: всё, что мы узнали, так это то, что речь идёт об иконе. И вот, по прошествии почти года со времени путешествия, в период уже надоевшей изрядно ковидной самоизоляции и обострившегося чувства культурного голода почему то вдруг вспомнилась Чёрна Мадонна. "Вот и настал день, когда я, освободившись от ежедневных забот, смогу наконец-то прояснить для себя её историю", - подумала я и полезла в доступные источники. Итогом поиска и станет этот небольшой, но, надеюсь, познавательный рассказ. Ченстохова - достаточно крупный экономический, политический и культурный центр Польши, расположенный на реке Варта, ведущий своё начало с середины XIII века. Есть в нём, как впрочем и в любом другом городе с историей, свои примечательные места. Правда, сегодня мы о них говорить не будем. Не та перед нами стоит задача. А будет нас интересовать лишь одно место - монастырь Ясная Гора. Ясная Гора - мужская католическая обитель - была основана на Ченстохольском холме 9 августа 1382 года польским князем Владиславом Опольским (Опольчиком) - старшим сыном опольского князя Болеслава II и Эльжбеты Шведницкой. После смерти отца подросший Владислав сам стал управлять г. Ополье и его землями в Силезии, получив их в полное княжение безраздельно: чтобы не возникло между братьями междоусобных распрей, отец по совету старшего сына, сохранил целостность опольских земель. Поступив на службу к Людовику Венгерскому, юный князь быстро сделал изрядную политическую карьеру, и в знак признания заслуг получил от короля венгерского во владение велюньские и ченстоховские земли, расширив тем самым границы княжества. Возвысившись до звания палатина и наместника Галицкой Руси, потом - короля Польши, дарованных ему за заслуги Людовиком Венгерским, так же быстро был он и смещен под давлением восставших польских шляхтичей, недовольных правлением. А в качестве компенсации получил земли, пограничные с землями крестоносцев. По разному складывались отношения Владислава Опольчика с соседями. Но хуже всего - с епископом польского города Плоцк Добеславом Сувкой. Итогом их отношений стала епитимья, наложенная Сувкой на Владислава. Одним из наказаний было основание Опольчиком паулинского монастыря. Это и был монастырь Ясная Гора в Ченстохове. Так что обитель стала центром католического монашеского ордена святого Павла Фивейского (Павла I Отшельника). История появления Чёрной Мадонны в Ясной Горе связана с 1384 годом, к которому икона обосновывается в обители, - в церкви св. Павла. Вокруг обретения монастырём иконы существуют разные истории и легенды. Считают, что появление её на славянских землях можно отнести к правлению в Византии императора Константина Великого. Первую роль в её обретении сыграла мать императора - мудрая и благочестивая царица Елена, которой Елена привезла Мадонну в Константинополь и разместила её во дворцовую часовню. Там она и хранилась долгие пять столетий. Для Елены и Константина эта икона была особо почитаемой христианской связыней, ведь её происхождение было связано, по легенде, со святым апостолом Лукой, который написал её в Иерусалиме в Сионской горнице. В 66-67 гг. во время бегства христиан от римских притеснений времён императоров Веспасиана и Тита в Неллу Чёрная Мадонна была перенесена ими и спрятана в Нелльских пещерах, где очень хорошо охранялась. В конце XIII в. галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону на украинские земли, тогда еще - российские территории - в Бельзский замок. Когда же в XIV в. поляки завоевали Западную Украину, Бережно хранили паулины-монахи чудотворную реликвию, да через несколько лет после её внесения в монастырь, напали на обитель гуситы. Знали они об иконе и более всего хотели захватить образ Чёрной Богородицы. Захватив и ограбив монастырь, погрузили они на возы и икону. Однако случилось чудо: стали кони как вкопаные и с места ни за что не сдвинулись! Сбросил тогда один из гуситов икону на земь, да рубанул мечом по лику другой! Но неповреждённою осталась икона, а гуситы-нечестивцы были наказаны: одного разорвало на месте на мелкие части, у второго отсохла рука, покусившаяся на святыню, прочие же были ослеплены или упали замертво. Во вр В ходе наполеоновских войн русское войско во главе с генералом Фабианом Вильгельмом фон дер Остен-Сакеном вошло в Ченстохову. Было это в 1813 г. Один из множества списков с образа Ченстоховской Божьей Матери был подарен Сакену, а позже помещён на хранение в Казанский собор Санкт-Петербурга. Уникальная икона выполнена на двух небольших липовых досках, склеенных между собой. Поясное изображение Богоматери и отрока Иисуса Христа выполнено темперой по грунту. "Обращает на себя внимание ее продолговатое лицо с длинным узким носом, маленькими, но выпуклыми губами, широко расставленными, внимательно всматривающимися в нас глазами под выразительными дугами бровей. Полуопущенные веки придают лицу Богородицы выражение меланхолической грусти. Подлинным трагизмом наполняют образ характерные красноватые «раны»: правая щека Богородицы пересечена двумя параллельными рубцами, которые проходят под косым углом по направлению к шее и перекрещены двумя «шрамами» меньшего размера". Правой рукой Богородица указывает на сына, изображенного в три четверти. Иисус придерживает левой ручкой закрытую книгу, а правой делает благословляющий жест. Почти готическая вытянутость лика Мадонны, ее грустный взгляд создают меланхоличное звучание, которое поддерживается ограниченным количеством красок, достаточно темных. Изображение же геральдической лилии в узоре плаща Мадонны еще раз указывает на ее особый статус. Черная Мадонна, по поверьям, особо почитается людьми за свои исцеляющие качества и способность помогать в тяжёлых обстоятельствах. Свидетельства об этих чудесах записываются в специальную книгу. При этом производится целый обряд, который делает запись защищенной от лжи и искажений. Считается, что икона помогает семьям сохранить брак, помогает в рождении детей и их благополучии. Потому носит эпитет "Королевы семей". Кроме того, помогает исцелиться от тяжких недугов. Использованные источники http://jasnagora.pl/pl/o-sanktuarium/kalendarium-historii/xiv-wiek/ http://www.patriarchia.ru/db/text/914274.html https://culture.pl/ru/work/chenstohovskiy-obraz-bozhiey-materi
| |
Просмотров: 265 | |
Всего комментариев: 0 | |