Главная » Статьи » Лики Италии » Города Италии

Читать полностью


Этот удивительный городок на Апеннинском полуострове погружает путешественника в эпоху Средневековья и не отпускает от себя многообразием и необычностью традиций. Он оставляет в сердце чрезвычайно теплое ощущение и постоянное желание - вернуться!

 

На улочках Сиены

        Сиена - удивительный городок средневековой и ренессансной Италии, расположенный в 30 км от Флоренции на разновысотных территориях. Исторический центр его разместился на трёх холмах - Терциях и окружён высокой крепостной стеной из кирпича, возведённой в XVI в.

       Во времена эпохи Возрождения каждый итальянский город представлял собою небольшое государство с только ему присущими традициями и культурой. Между крупными городами - центрами провинций (областей), которых на данный момент насчитывается двадцать (Валле д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Фриуле-Венеция Джулия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Тоскана, Умбрия, Эмилия-Романья, Марке, Абруццо, Лацио, Молизе, Базиликата, Кампания, Калабрия, Апулья, Сардиния, Сицилия)  - шла борьба за первенство, а потому войны между ними были достаточно частым явлением. Города защищались крепостными стенами. Общая протяжённость сиенских стен - около 8 км, их высота - 10 м, а толщина - 3 м. В них насчитывалось 8 ворот (la porta): Каммолия, Овило, Писпини, Романа (Римские ворота), Туфи, Сан-Марко, Латерина, Фонтебранда. В одной из частей стена прерывается дополнительным укреплением - крепостью Санта Барбара, расположенной в северо-западной части города. Она примыкает к контраде "Дикобраз" (о контрадах речь пойдёт позже). 

Санта-Барбара была возведена в XV в. по приказу тосканского императора Карла V для прекращения городских восстаний. Её авторами были Джулиано и Антонио да Сангалло. Из неё хорошо виден центр города, что давало возможность видеть мятежников и их расстреливать в случае необходимости. Однако, так случилось, что по назначению крепость ни разу не использовалась, так как беспорядки в городе удавалось успокаивать мирными способами. Рядом с крепостной стеной расположена скульптура святой Екатерины - покровительницы города.

      На территорию исторической Сиены путь проходит через ворота Сан-Марко, возведённые ещё в старой крепостной стене в XIII веке и перестроенные вместе с нею в XVI веке.  Автором, перестроившим арку, был известный архитектор Бальдассаре Перуцци. Ворота выполнены из дерева и по традициям мастеров Сиены позволяли часовым оставаться незаметными для врага. Над полуциркульной аркой мы можем заметить два яруса бойниц, через которые велось наблюдение за противником и обстрел подхода к воротам.
     Сиена окружена двумя крепостными стенами, которые мы можем увидеть, пройдя за арку. Между стенами круто на холм взбирается дорога, ведущая вдоль внутренней крепостной стены к сердцу средневековой столицы итальянской провинции Тоскана.      

   

         Прежде, чем двинуться дальше, задержимся на минуточку и поговорим об истории  столицы средневековой Сиенской республики. 

      Исследования археологов говорят нам о том, что в IX-V вв до н.э., в эпоху этруссков, на Терциях уже существовало поселение. А первые письменные источники о городе относятся к 70 г. н.э. Считается, что римский город Сена-Юлия был основан на этом месте императором Августом.  В связи с этим, существуют две версии происхождения названия: от этрусского фамильного имени Сайна или от галльского племени сенонов, которые завоевали часть Этрурии около 390 г. до н.э. Есть и третья версия, наиболее близкая самим сиенцам. Она связана с римским преданием об основании города. Основателями Сиены считаются племянники легендарного Ромула - основателя Рима и сыновья его брата Рема -  Сений и Аский, которые после убийства Ромулом их отца спрятались на тосканском холме. Именно оттуда и началась история города. И именно поэтому на городском гербе изображены Ромул и Рем, сосущие Капитолийскую волчицу - символ Рима.  Возможно, происхождение названия связано и с римским фамильным именем Сениев, означавшим "быть старым".

       В VI в. Сиена была захвачена лангобардами, а после них - франками. Именно в этот период произошло политическое и экономическое возвышение города, прежде всего, за счёт строительства "Дороги франков", проходившей через Сиену: от Рима до Франции. В IX в. Сиена стала автономной республикой, а её народ получил право на самоуправление. Причем, в самоуправлении городом принимала активное участие церковь. В XII в. горожане полностью взяли управление в свои руки, и на протяжении XIII в. Сиенская республика стала самым процветающим государством Италии. Именно в это время обострились отношения между крупными самостоятельными городами-государствами, боровшимися за экономическое и политическое первенство и  за  территории. Немаловажную  роль  в  этом

противостоянии сыграли и религиозные воззрения. Самым главным соперником Сиены в политической и экономической борьбе была Флоренция. Кроме того, именно Флоренция была городом, находившимся под покровительством папы Римского. Сиена же занимала антипапскую позицию и встала на сторону гиббелинов. В то время как Флоренция принимала сторону гвельфов. Поскольку на тот период Флоренция была экономически и политически сильнее Сиены, последняя, в конечном счёте, была подчинена первой и вошла в её состав. Решающим столкновением в противостоянии стала битва при  Монтаперти, состоявшаяся 4 сентября 1260 г. 

       Период с 1150 г. по 1300 г. стал "золотым веком" сиенской культуры. Именно в это время формировались лучшие городские традиции, возводились лучшие сооружения, творили лучшие мастера. Так между 1215 и 1263 годами на месте старого храма был основан Дуомо ("Дом Бога") Сиены, построенный по плану готического мастера Никколо Пизано. Согласно летописям, сиенцы пригласили его для того, чтобы создать храм более великолепный, чем у их соседей - Флоренции. И в этом сказалось извечное противостояние Сиены и Флоренции. В 1285 г. в Сиену приехал знаменитый архитектор из Пизы Джованни Пизано, который с 1287 по 1296 г. занимал здесь должность главного архитектора кафедрального собора. Именно ему сиенцы обязаны возведением знаменитого Дуомо - базилики Успения Пресвятой Девы Марии. 

        Фасады собора решены в стиле удивительной и сказочной "цветущей готики", архитектурного стиля Италии, наиболее популярного во Флоренции, Пизе, Сиене. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, его облик послужил образцом для декорации готических соборов Центральной Италии. Внешний вид храма соответствует высокому положению Сиены среди прочих итальянских городов. 

      Сиенский собор построен в форме латинского креста с выступающим трансептом - поперечным нефом. В его оформлении задействован мрамор двух контрастных цветов - чёрно-зелёного  и белого, кладка которых образует горизонтальные обручи-полосы. Подобное декоративное решение применено и к оформлению интерьеров. По легенде, основатели города Сениус и Аскиус прибыли в эти места на черной и белой лошадях. С тех пор эти цвета являются символом Сиены.

      Фасады храма богато украшены фресковыми росписями, скульптурой, витражами, готическими и романскими декоративными элементами. Причём, верхняя часть главного фасада была отстроена уже другим мастером - Антонио ди Чекко. В создании скульптурного декора принимали участие такие знаменитые скульпторы как Микеланджело, Донателло, Лоренцо Гиберти, делла Кверча.

      Каждый из четырёх фасадов базилики не похож на прочие, но самым чудесным по праву считается западный фасад, условно разделённый на три части, соответствующие трём нарядным стрельчатым порталам. Порталы украшены множеством скульптур и барельефов, изображающих греческих философов, еврейских пророков и языческих сивилл, а также животных, включая львов и грифонов. Каждая фигура сопровождается надписью. Фриз над центральным порталом изображает истории из жизни Девы Марии и ее родителей. Колонны между порталами богато украшены растительными узорами и изображениями животных. Золотые мозаики верхнего фронтона созданы венецианскими художниками по чертежам 1878 года. Они изображают явление Девы Марии в храме, коронование Богоматери и Рождество Христово. Большое круглое окно окружают бюсты 36 патриархов и статуя Мадонны с младенцем. Отдельного внимания заслуживает купольный фонарь, установленный по проекту замечательного архитектора Возрождения Джованни Лоренцо Бернини.

      В XIV в. Сиена достигла своего расцвета. Горожане решили расширить Дуомо, чтобы он стал великолепнее, чем собор св.Петра в Риме. В 1339 г. Джованни де Агостино начал строительство нового нефа и фасада, однако эпидемия чумы 1348 г. унесла жизни 80 % населения Сиены. Строительство было остановлено. Сиенцы сохранили начатое, и именно это сделало их Дуомо ещё более неповторимым.

      На внешней стене трансепта можно увидеть кирпичики с изображениями - это элементы гербов контрад - своеобразных административных частей города. А рядом - небольшое возвышение, на которое возводили коня-победителя в скачках Пальо.

  

  

  

       

 

 

 

 

 

Самым древним произведением внутри храма считается мраморное панно на полу у входа, состоящее из 56 разноцветных сюжетов, в том числе Колесо Фортуны и волк Сиены, в окружении символов городов союзников. 

     Основной достопримечательностью интерьера Дуомо является восьмиугольная готическая кафедра Николло Пизано, четыре из восьми колонн которой установлены на львах, а основание центральной колонны изображает представителей гуманитарных наук. На семи мраморных панелях вверху показана жизнь Христа.

      Но, однако, мы с вами опередили события и перенеслись на Соборную площадь Сиены несколько преждевременно. Вернёмся же к началу - к воротам Сан-Марко и крепостной стене. От неё по узким улочкам, то взбирающимся в гору, то спускающимся вниз прогуляемся во средневековому городу. Какие причудливые картинки мы сможем здесь увидеть! Вот например, результаты шалости ветерка, скинувшего вниз с верёвок, протянутых между окнами противоположных домов детали женского гардероба, причудливо разметавшиеся по карнизам нижнего этажа почти над самой землёю, или его остатки, еще покачивающиеся в воздухе между окнами.

      Продвигаясь по улочкам, замечаем на стенах изображения разных животных, да и не только, в виде тех же персонажей - дверные ручки, фонари, фонтанчики... Для чего они здесь? Это опять элементы гербов  контрад, о которых мы уже упоминали. Так что же такое контрады? Старинная часть Сиены разделена холмами-Терциями на три части - терции, которые, в свою очередь, разделяются на районы. Это и есть контрады. Всего их 17 (Лев, Орёл, Улитка, Черепаха, Слон = Башня, Единорог, Жираф, Гусеница, Волчица, Дикобраз, Дракон, Гусь, Сова, Носорог = Лес, Дельфин = Волна, Пантера, Ракушка, Баран), и каждая имеет свою историю, традиции, геральдику, церковь.   

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Контрада "Орёл" является "домашней" контрадой Дуомо. Традиционно её жители становились нотариусами. Символ контрады -    
         чёрный двуглавый орёл, держащий в лапах державу, меч и скипетр. Цвет контрады - жёлтый с синей и чёрной отделкой. В 1535 г.  
         ей был пожалован титул "благородной" за тёплый приём, оказанный императору Священной Римской империи Карлу V. Орёл
         "дружит" с Совой и Драконом и является противником Пантеры.

                                   

     2. Контрада "Гусеница" также относится к "благородным". Это звание она заслужила в 1369 г. за храбрость жителей, проявленную        в войне с Карлом IV и укрепила в 1371 г., когда возглавила восстание в городе. Ранее обитатели контрады торговали шёлком.                    Символом контрады считается коронованная гусеница, ползущая по розе. Её цвета - зелёный и жёлтый с синей отделкой. Святой                покровитель - Богородица Дева Мария, а девиз: "Моё имя звучит как революция!" Гусеница находится в дружбе с Дикобразом, Слоном        и Раковиной и официально не соперничает ни с одной контрадой, так как её вражда с Жирафом закончилась.

 

 

 

 

3. Контрада "Улитка" враждует с Черепахой и дружит с Дикобразом, Пантерой и Носорогом. Символ её - улитка, а традиционные цвета - красный и жёлтые, отделанные синим. Обитатели контрады обычно занимались изготовлением керамики. И сейчас на улочках можно увидеть выставленные на продажу удивительные изделия из поливной керамики.

     

    

     

 

 

    4. Контрада "Сова" находится в центре города и имеет второе название - "Домовый сыч". Долгое время контрада                   называлась "Бабушкой", так как более 30 лет не выигрывала в Палио. Это - самый маленький район Сиены. Символом          контрады является коронованный сыч, сидящий на ветке. Цвета контрады - красный и чёрный с белыми полосами.                  Традиционно здесь проживали сапожники. Дружит эта контрада с Орлом, Дикобразом, Пантерой, Жирафом и                             противоборствует с Единорогом.

    5. Противник "Сыча" - "Единорог" был местом расселения ювелиров. Символ контрады          - вздыбившийся единорог и девиз, гласящий: "Королевство милостью Умберто".                 Традиционные цвета - оранжевый и белый, окаймлённые синим. Друзья - Пантера и           Черепаха.

    6. В контраде "Дракон" селились банковские служащие. Символ контрады - летящий золотой дракон, несущий стяг с буквой U, а символические цвета - красный и зелёный, отделанные жёлтым. Дракон дружит с Орлом и официально ни с кем не враждует, но рассказывают, что раньше имел небольшие разногласия с Гусеницей, Волчицей и Носорогом.

   7. "Жираф" - одна из самых богатых контрад города. Она носит титул "имперской", пожалованный                   Виктором Эммануилом III в 1936 г. за победу в Палио, посвящённом Итальянской империи в Восточной         Африке. В этой контраде жили и живут маляры и художники. Символ её - жираф, которого ведёт под             уздцы   мавр и лента с девизом, гласящим: "Умберто I дал это!". Цвета контрады - белый и красный.             Дружит Жираф с Сычом, Дикобразом и Пантерой, ни с кем не враждует.

     8. Контрада "Дикобраз" расположена на северо-западной окраине Сиены. Символом её  считается                  дикобраз, а символическими цветами - красный, белый, синий и чёрный. Это - суверенная контрада.              Титул был пожалован ей за размещение на своей территории в XIV в. штаб-квартиры Мальтийского              ордена. Дружит Дикобраз с Сычом, Улиткой, Жирафом и Гусеницей и враждует с Волчицей.

   9. Самой обособленной контрадой, расположенной на севере Сиены  является "Волчица". Она не    имеет союзников, а основным её соперником считается  "Дикобраз". Жили здесь пекари.    Традиционные цвета контрады связаны с легендой об  основателях города, рассказанной выше и  объясняющей "полосатую раскраску" Дуомо.  Кроме чёрного и белого цветов ещё используется  в  качестве отделки оранжевый. В  контраде есть музей Волчице, в котором хранится фотография  Джузеппе Гарибальди,  подаренная им за победу контрады в Пальо в 1867 г. Символом контрады  считается  изображение Капитолийской волчицы в древней короне, кормящей Ромула и Рема.


 10. Контрада "Ракушка" расположена на дальней восточной окраине Сиены.  Традиционно в  ней проживали гончары. Это - ещё одна из четырёх "благородных" контрад города. Титул был  заслуже ею в битве при Монтаперти с Флоренцией в 1260 г., когда её солдаты возглавили атаку  сиенского  войска.Соперником контрады является "Баран", а союзниками - "Гусеница",  "Дельфин" и "Черепаха". Символ - коронованная ракушка гребешка, охваченная двумя ветвями  коралла. Символические цвета - синий с жёлтыми и красными узорами.

 

11. Контрада "Дельфин" - другое название "Волна". Ее территория простирается южнее   главной площади - дель Кампо. Обитателями ее были плотники, а символом - дельфин. Основные символические цвета - белый и голубой. Они отражены и в девизе: "Цвет неба, сила моря!". Этот район носит титул капитанской контрады, так как ее воины несли охрану Общественного дворца (Палаццо дель Паблико). К дружественным контрадам относятся Ракушка, Черепаха и Баран. К противникам - контрада Башня.  

  12. Контрада "Черепаха" расположена на юге Сиены. В ней обитают скульпторы. Символом района считается  греческая черепаха, украшенная савойскими узлами и маргаритками. Основные цвета - желтый и темно-синий. К  контрадам-союзниками относятся: Ракушка, Единорог, Дельфин и Носорг. К соперникам - Улитка.

 13. Контрада "Носорог" или "Лес"("Сельва") находится западнее дель Кампо. В ней проживали ткачи, а в годы военных действий жители ее прославились как отменные лучники. Символ района - носорог, стоящий под дубом. На дубе развешено охотничье снаряжение. Основные цвета - зеленый и оранжевый с белой каймой. Контрады-друзья - Улитка и Черепаха, а вот соперников у этой контрады нет.  

 14. Контрада "Слон" или "Башня" - юго-восточный район центральной  Сиены. Здесь расположился еврейский квартал, в котором ценители  иудейской культуры могут посетить синагогу. Исторически жителями этой    части Сиены были валяльщики шерсти. Цвет башни на спине слона-символа  контрады - малиновый с белыми и синими полосами. Контрады-соперники  этой части города - Гусь и Дельфин, а друг - Гусеница.

 

 15. Контрада "Баран" - находится неподалеку от Римских ворот, на юго-востоке от центра Сиены. Здесь издревле проживали портные. Символом контрады считается коронованный баран, держащий синий счит, на котором изображена латинская буква "U", что означает "Умберто". Ее цвет - красный и желтый. Отделка - белым. Союзник - Дельфин, противник - Ракушка.

 16. Контрада "Гусь" находится западнее дель Кампо. Это - одна из так называемых "благородных" контрад. Ее солдаты  прославились храбростью во многих сражениях, в которых принимала участие Сиенская республика. 

      В контраде проживали мастера, изготавливающие краски. Символом контрады считается коронованный гусь с перевязью  синей лентой. На ленте - савойский крест - военный орден Италии. Символические цвета контрады - зеленый с белым и с  красной отделкой. Союзников у контрады нет, но есть один противник - Слон.

 17. Контрада "Пантера" находится на западной окраине Сиены. Ее жители - бакалейщики и фармацевты. Символом  контрады была выбрана вздыбившаяся пантера. А цветами - красный, синий и белый.

 К союзникам контрады относят: Сыча, Улитку, Жирафа и Единорога. А к противникам - Орла. 

 

Самым удивительным событием в жизни Сиены и контрад считается, как мы уже поняли,  Палио. Что же такое il palio? А вот это - уже совсем другая история...

 
Участие Контрад в Пальо
Контрада Количество побед Последняя победа
Орел 24 3 июля 1992 года
Гусеница    
Улитка 54 16 августа 1999 года
Сова 36 16 августа 2009 года
Дракон 37 2 июля 2014 года
Жираф 40 2 июля 2004 года
Носорог 42 2 июля 2010 года
Дикобраз 42 2 июля 2008 года
Единорог 32 16 августа 2007 года
Волчица 34 2 июля 1989 года
Ракушка 47 16 августа 1998 года
Гусь 67 2 июля 2013 года
Дельфин 43,5 2 июля 1995 года
Пантера 29 2 июля 2006 года
Черепаха 53,5 16 августа 2010 года
Слон 50 16 августа 2005 года
Баран 47 16 августа 1990 года

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 
 
 
 
 
Категория: Города Италии | Добавил: Клеопатра (16.08.2016)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]