Главная » Файлы » История СПб.8 класс

Экономика и население Петербурга: 1801 - 1861 гг.
03.02.2015, 20:58

Экономика и население Санкт-Петербурга в 1801 - 1861 гг.

      В первой половине 19 века экономика Санкт-Петербурга претерпела существенные изменения, которые были обусловлены в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, в конце 18 - начале 19 века промышленность в наиболее передовых странах Западной Европы, прежде всего в Англии, перешла на машинное производство и на механический двигатель. В Санкт-Петербурге как в столице и главном портовом городе введение новой европейской техники и технологии началось раньше, чем в других регионах России. Во-вторых, уже в начале 19 века в нечерноземных губерниях России получила распространение оброчная система, которая привела к тому, что значительная часть крестьян направилась на отхожий промысел в города. И в Санкт-Петербург хлынул поток дешевой рабочей силы. В конце 1830-х годов в городе уже насчитывалось около 300 фабрик и заводов, на которых работало более 12 тысяч рабочих.

      Наибольшее развитие получила текстильная промышленность, хлопчатобумажная, шелковая и суконная, работавшие на импортном сырье. С развитием морского парового флота стал быстро сокращаться спрос на парусное полотно, изготовлявшееся изо льна. Вместе с тем, возрастал спрос на хлопчатобумажные, шелковые и тонкосуконные ткани, особенно в столице. Для предприятий, производящих эти виды тканей, Санкт-Петербург как столичный и приморский город имел преимущество перед другими центрами России, благодаря высокому спросу и благоприятным условиям для импорта сырья. Поэтому здесь в первой половине 19 века были основаны 3 бумагопрядильные фабрики, работавшие на хлопке-сырце из США, 16 фабрик, вырабатывавших ткани из пряжи, ввозимой из Англии, 6 ситценабивных фабрик, выпускающих готовые ткани, 14 шелковых тканей на импортном шелке-сырце, 2 суконные фабрики, производившие тонкое сукно. Из первых основанных в городе текстильных фабрик до наших дней сохранились Александро-Невская мануфактура, Невская бумагопрядильная мануфактура (ныне - прядильно-ниточный комбинат им. Кирова), фабрики "Возрождение", "Веретено",  "Нева-текс" и Невская мануфактура.

      Важное значение для развития петербургской текстильной промышленности имели отмена Англией (в начале 1840-х гг.) запрета на вывоз текстильных машин и покровительственная политика Александра I и Николая I, установивших высокие пошлины на ввоз в Россию тканей.

     Наряду с текстильной промышленностью в Санкт-Петербурге появились предприятия и других отраслей промышленности, производивших товары, как для нужд населения города, так и для других районов России: кожевенные и мыловаренные заводы, табачные и мебельные фабрики, сахарные и пивоваренные заводы. Значительная их часть работала на заграничном сырье, которое поступало в город морем. К возникшим в XVIII веке военным и судостроительным заводам прибавились новые заводы, изготовлявшие металлические изделия и машины. Среди них были переведенный из Кронштадта нынешний Кировский завод, производивший артиллерийские снаряды, и Александровский (ныне "Пролетарский" завод), выпускавший паровые машины для судов, механический завод на Шлиссельбургском тракте. Кроме того, был создан небольшой завод по изготовлению медицинских инструментов (ныне завод "Красногвардеец") и Ижорский завод, выпустивший первые в России паровые колесные пароходы ("Скорый" и "Проворный"), паровые судовые машины, землечерпательные снаряды.

      Рост торговли России с зарубежными странами и расширение связей Санкт-Петербурга с внутренним рынком потребовали коренных изменений в транспорте. В 1815 году петербургский промышленник Карл Берд провел испытания на Неве первого парохода, а в навигацию 1816 года организовал регулярные рейсы в Кронштадт (расстояние в 34 км преодолевалось за 4 часа, быстрее, чем пассажботы и парусники), а в 1820-х гг. - за границу.

      В 1830-х гг. через Купеческую гавань в Кронштадте и петербургский порт на Стрелке Васильевского острова проходило 2/3 внешнеторговых грузов России. Поэтому порт пришлось переоборудовать. Вместо старых деревянных портовых сооружений здесь построили новые каменные: биржу, склады (пакгаузы), таможню, пристань. Значительно возросло количество лихтерных судов, перевозящих грузы между Купеческой гаванью в Кронштадте и портом на Стрелке Васильевского острова.

      Возросшие масштабы перевозок между Санкт-Петербургом и внутренними районами России потребовали строительства новых водных систем.  В 1799 году началось сооружение Мариинской водной системы, которое завершилось к 1810 году, (система была названа в честь супруги Павла I Марии Федоровны). Водный путь прошел по реке Неве, Ладожскому обводному каналу, реке Свири, Онежскому озеру( позже Онежскому обводному каналу), реке Вытегре, Мариинскому каналу, реке Ковже, Белому озеру (позднее Белозерскому обводному каналу), реке Шексне, впадающей у города Рыбинска в Волгу. Строительство Мариинской водной системы было одним из самых крупных в России: одновременно в нем участвовало более 16 тысяч человек.

      В те же годы начала действовать Тихвинская водная система, связавшая Санкт-Петербург с Волгой, более глубоководная, но короче по расстоянию. Она прошла по реке Неве, Ладожскому обводному каналу, реке Сяси, реке Тихвинке, Тихвинскому каналу, рекам Соминке, Горюн, Чагодаще и Мологе, впадающей в Волгу.

      Сохранил свое значение и старый Вышневолоцкий водный путь, проложенный еще в первой четверти 18 века при Петре I. Он связал Санкт-Петербург с Уралом и Поволжьем, откуда в северную столицу транспортировались лес, калийные селитры для производства пороха, а в отдаленные поволжские и уральские земли - товары народного потребления и продукты. Водная система проходила по реке Неве, проложенному к 1718 году Ладожскому обводному каналу, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Мсте и по Вышневолоцкомы каналу, далее по реке Цне в Волгу.

      По этим трем водным путям грузы шли через Санкт-Петербург и петербургский порт за границу, а обратно везли импортные грузы и продукцию петербургской промышленности. В 1825-1828 гг. был построен Северодвинский канал, связавший реки Шексну и Сухону, по которому сплавляли лес из Европейского Севера в Санкт-Петербург.

     В первых десятилетиях 19 века благоустроили Московский тракт, и 27 ноября 1820 года открылось регулярное пассажирское и почтовое движение между Санкт-Петербургом и Москвой.

     С 1839 года начал работать оптический телеграф. От Зимнего дворца к Часовой башне на Невском проспекте, а от нее до Варшавы на 149 башнях были установлены Т-образные передающие стрелки, и телеграммы доходили за 20-25 минут.

      Развитие промышленности, транспорта и торговли, а также увеличение количества разных государственных и частных коммерческих учреждений обусловили рост населения города и изменение его состава. Численность населения города на протяжении четырех первых десятилетий непрерывно возрастала и за 40 лет увеличилась более, чем вдвое - с 220 тысяч в 1800 году до 486 тысяч в 1837 году и до 483 тысяч в 1846 году. Рождаемость в городе была высокой (более 20 человек на 1000 жителей в год), но из-за высокой смертности (20-22 человека на 1000 жителей в год) естественного прироста не было. Численность населения увеличивалась в основном за счет миграции из других районов России. Как и в 18 веке, мужчин в Санкт-Петербурге было значительно больше, нежели женщин. В 1837 году в городе насчитывалось 328 тысяч мужчин (70% всего населения) и 140 тысяч женщин (30%). Это объяснялось тем, что в Санкт-Петербурге в эти годы по-прежнему было много солдат и молодых мужчин-крестьян, пополнявших ряды рабочих и дворовых.

     В 1837 году крестьяне составляли 30% всего мужского населения города, солдаты и нижние воинские чины - 18%, дворовые - 15%, мещане и разночинцы - 14%, ремесленники (цеховики) - 14%. В то же время в Санкт-Петербурге проживало около 5 тысяч купцов, 12 тысяч гражданских служащих, 2200 офицеров, 750 лиц духовного звания и более 9 тысяч отставников (гражданских и военных) - всего порядка 9% общей численности мужского населения.

     Как и в 18 веке, в Санкт-Петербурге основную массу населения составляли православные, лиц других вероисповеданий было лишь 11 тысяч, среди которых преобладали протестанты. В 1830-х годах в городе было 18 иноверческих церквей, в т.ч. 12 евангелических (немецкие, голландские, англиканская, шведская, финские), 3 католических, 2 армяно-григорианских, 1 синангога.

      

Категория: История СПб.8 класс | Добавил: Клеопатра
Просмотров: 4462 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]