Главная » Файлы » История СПб.8 класс |
Доходные дома
06.06.2010, 23:59 | ||||
Задания к тексту
"Доходные дома"
1) выписать этапы и принципы застройки Петербурга доходными домами; проиллюстрировать схемами. 2) Заполнить табличку, используя слова и словосочетания:
3. Сделать выводы о значении доходных домов для Петербурга Доходные дома Доходный
дом - дом, в котором этажи, квартиры, комнаты и углы сдаются внаём
с целью получения дохода. 1. Развитие доходного бизнеса в Петербурге. В России доходные дома придумали строить еще в XVIII веке, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Сначала это были простые деревянные строения "под жильцов", которые начали возводить сообразительные и состоятельные люди, сдавая потом за определенную плату тем, кто в них нуждался. В начинании особенно преуспел Санкт-Петербург, который с середины XIX века и строился преимущественно как город доходных домов. А уже к концу столетия доходные дома стали составлять большинство построек в Санкт-Петербурге, что, кстати, сильно повлияло в дальнейшем на архитектурно-художественный облик города, а также и на историю русской литературы. В те годы в городском строительстве царила настоящая горячка - богачи всех сословий охотно вкладывали капитал в возведение жилых домов, предназначенных для сдачи внаем. Предприятие это приносило очень большую выгоду, поскольку спрос на такого рода жилье всегда стабильно превышал предложение. Примерно с 1730-х годов в Петербурге началось упорядоченное городское строительство. Сначала главными собственниками недвижимости в новой столице были служивые дворяне (им, как правило, предоставлялись самые престижные участки), затем вслед за ними начали обустраиваться богатое купечество и деловые люди. Большинство состоятельных граждан Санкт-Петербурга в XVIII - первой половине XIX века проживали в различных особняках (особняк - это благоустроенный городской дом для одной семьи) - от небольших деревянных до роскошных каменных. Но середине XIX века уже складывался новый тип городского особняка - особняк делового человека. В таких зданиях было большое количество служебных помещений, предназначенных для работы хозяина и его работников. Оборотистые люди, пользуясь ростом цен на землю в Петербурге, скупали участки с особняками и перестраивали их с целью сдачи в наем. Как правило, этот процесс затрагивал лишь центральные районы города. Однако, когда большинство особняков было уже продано, или если не хватало денег на приобретение столь дорогого участка в историческом центре или близко к нему, предприниматели стали скупать участки земли без особняков, и в других районах города. Чем ближе участок располагался к центру - тем дороже была земля, а значит, и жильё, сооружённое на этом месте. Участки, как правило, имели прямоугольную форму для удобства застройки. Главный дом, в котором часто во втором этаже селился и сам домовладелец, возводился по линии набережной или проспекта. При уплотнении застройки дополнительные флигеля возводились по периметру участка, а затем и внутри него, разделяя территорию на "клетки" - образуя дворы-колодцы, так хорошо известные всем петербуржцам. Кроме перестройки особняков доходные дома начали массово строиться на свободных от застройки территориях города (или попросту на пустырях). Первые такие дома обычно были трехэтажными, но в 1874 году газеты сообщили о постройке на Лиговке пятиэтажного доходного дома -- самого высокого в городе. А к концу XIX века доходные пятиэтажки (и даже шести-семиэтажки) стали нормой и концу века в среднем доходном доме располагалось уже от трехсот до тысячи человек. Свойственный XIX веку дух практицизма стал все более влиять на архитектуру доходных домов: в городе появились дворы-колодцы, которыми всегда славился Петербург Достоевского: стремясь извлечь из строений максимальный доход, будущие домовладельцы стали располагать постройки вплотную друг к другу. Действовавший в то время строительный устав разрешал плотную застройку в центре города. Только главный двор должен быть не меньше тридцати квадратных сажен, остальные дворы могли быть меньше. Максимальной плотность застройки была в традиционных районах локации доходных домов, например на Лиговке или в районе Сенной. Уже к середине века в Петербурге начали формироваться настоящие трущобные районы. Они располагались между Фонтанкой и набережной Елизаветинского канала ныне канал Грибоедова, постепенно распространяясь в сторону Обводного канала. Обыкновенно, лицевой корпус охватывал участок вдоль улицы, а внутренние флигели размещались параллельно. При ширине участка, позволяющего разместить перпендикулярно лицевому два внутренних корпуса, участок обстраивали по периметру, оставляя в центре двор. Позже внутренние флигели строили не по периметру, а в центре участка. Процесс застройки мог проходить и по-другому: лицевой флигель, выходящий на улицу, оставался особняком владельца, в глубине участка возводили многоэтажные флигеля с квартирами, сдаваемыми внаем, либо надстраивали этажи над служебными постройками. Затем надстройки и перестройки продолжались, пока внутренняя часть владения не превращалась в типичный доходный дом. 2. Виды доходных домов и их внутренняя планировка. Доходные дома подразделяются по своему предназначению и основным характеристикам на дома для богатых и дома для бедных. Дома для богатых жильцов были нарядными, добротными и ухоженными. Они возводились близко к историческому центру города, где земля стоила недёшево, известными архитекторами и инженерами. Спроектированные по индивидуальному проекту из качественных дорогих материалов. Такой дом имел несколько фасадов - парадный, смотрящий на центральную улицу, дворовый - выходящий в сторону парадного двора, а иногда и третий фасад, выходящий на хозяйственный двор. Для привлечения богатых жильцов фасады богато декорировались пилястрами или колоннами, лепниной, декоративными фонариками, замысловатыми козырьками, скульптурой, облицовочной плиткой, рустом и т.д. Такие дома очень напоминают особняки богатых горожан. Самая современная декоративная деталь в таких домах - эркер - выступ на фасаде, увеличивающий объём комнаты. Он застеклён, красиво украшен и придаёт дому особую нарядность. Дом для богатых жильцов имеет две лестницы - парадную и чёрную, а значит, и два входа - парадный и чёрный. По парадной лестнице самые состоятельные жильцы поднимаются на второй и третий этажи, где располагаются самые комфортабельные апартаменты. Красивые с резьбой двери, узорные решётки перил, разноцветной плиткой выложенный пол, разноцветные стёкла в окнах, каменные ступени, покрытые ковром, лепные украшения на стенах - таков наряд парадной лестницы. За порядком строго следят старший дворник и швейцар. Постороннего человека в дом не пропустят. при необходимости, швейцар поможет донести тяжёлые вещи до квартиры. Однако, не только квартиры сдаются внаём в таком доме, но и этажи, и комнаты, и даже углы - на верхних этажах. Чёрная лестница не такая богатая по декору, но гораздо более "населённая". По ней передвигаются жильцы четвёртого и пятого этажей: мелкие чиновники, ремесленники, студенты и портнихи, кухарки и прислуга из квартир второго и третьего этажа, разносчики булочек, дров, носильщики. По ней же и мусор выносят. Внутренняя планировка доходных домов до середины XIX в. была преимущественно анфиладной. Но потом планировка быстро заменилась на коридорный принцип: главным элементом служил коридор, разделяющий квартиру по середине (по сторонам располагались два ряда комнат), или коридор по одной стороне квартиры, тогда двери во все комнаты оказывались в одной из его стен. В лицевых корпусах обычно располагались большие многокомнатные квартиры с двумя лестницами: парадной и черной. Рядом с черной лестницей размещались комнаты прислуги. Таким образом, квартира разделялась на барскую и служебную части. Барская же часть, в свою очередь, делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и жилые. Во внутренних флигелях размещались 4-6-комнатные квартиры для среднего класса. Здесь была только одна лестница. Вблизи входов размещались кухни, санузлы и кладовые. Доходный дом, предназначенный для богатых съёмщиков, имел несколько дворов - парадный и два хозяйственных. Пусть небольшой по размерам, но очень уютный, парадный двор был весьма ухожен. Имел фонтан, цветник, зелёные насаждения - деревья и кустарники. Каждый день его чистили дворники, которые составляли целую бригаду и находились в подчинении у старшего дворника. Он же занимался разделением обязанностей между всеми дворниками, обеспечивал чистоту не только двориков, но и территории у дома и в дождь, и в стужу. Второй дворик был предназначен для хозяйственных нужд: имел сарайчики для хранения дров, дворницких принадлежностей, разного хлама. Здесь же могли размещаться и мастерские. На территорию дворов вели арки. Парадные арки были также богато украшены. И въезд через арку, и вход через парадную закрывался на ночь. Чтобы загулявшиеся жильцы могли попасть в дом, нужно было дождаться дворника. Только он мог впустить их. Доходные дома для бедных строились в кварталах, далеко от центра, где жил трудовой люд, малообеспеченный народ. В основном - на Колокольной и Разъезжей улицах, вдоль Обводного канала, в Коломне и на Песках. Там возводились кирпичные дома в несколько этажей. Стремясь выжать из такого дома приличный доход, домовладелец экономил на строительстве: использовал материал подешевле, приглашал малоизвестных и менее квалифицированных архитекторов, инженеров, строителей, которым можно было заплатить поменьше. В таком доме и стены были тонкие, и перекрытия не слишком надёжные, штукатурка отваливалась, фасад украшался без особых изысков, элегантности, подлинной красоты. Домовладелец хотел заселить побольше жильцов, поэтому квартирки на втором этаже были маленькие, а на третьем - только комнатки. Кухня и туалет - общие. Дворник на весь дом, а то и на несколько домов - один. Поэтому ни чистоты, ни порядка не было. 3. Самые известные доходные дома Петербурга. Дом Басина - собственный доходный дом архитектора Басина, построенный по его проекту в нео-русском стиле в 1878-79 гг. на пл. Островского д.5. Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторыхрых исследователей, созданы по рисункам арх. И.П. Ропета и Н.Н. Никонова. ![]() ![]() Дом Мурузи - построен на Литейном пр. д.24/27 в 1874-77 гг. по проекту А.Серебрякова. Пятиэтажный дом на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) - великолепный образчик мавританского стиля, который был популярен в России в 70-е годы 19 века. Мавританский стиль был одним из многих направлений в эклектике - архитектурном стиле, который предполагал объединять в одном сооружении элементы самых различных стилей в разных сочетаниях. Как правило, мавританский стиль ассоциировался с роскошью и богатством и впервые был применен при постройке доходного дома, рассчитанного в основном на состоятельных жильцов. Изысканные фасады дома Мурузи украшены многочисленными эркерами, нишами и балконами, оформлены арками и тонкими терракотовыми полуколоннами, покрыты арабесками и религиозными надписями, которые исполнены с добротной этнографической точностью. В наши дни трудно в полной мере оценить, как выглядел в глазах современников дом Мурузи: не уцелели ни перила балконов из листового цинка, ни чугунные балконы-зонтики над подъездами. И все же утонченный абрис дома со сводчатыми окнами до сих пор напоминает экзотическую птицу, неведомо как залетевшую в северный Петербург. История этого дома не менее экзотична, чем его внешний облик. В 1800 году участок земли с деревянным особняком, на месте которого был построен дом Мурузи, принадлежал Н. Резанову, известному ученому и путешественнику, принимавшему участие в первой русской кругосветной экспедиции. Наследники Резанова продали участок с особняком богатому купцу А. Меншуткину, затем особняком долго владел сын министра внутренних дел при Александре I, знаток и собиратель древностей В. Кочубей. После смерти Кочубея здесь долго жила его вдова. На месте деревянного особняка с тихим тенистым садом, который так выделялся среди каменных построек Литейного проспекта, Ф. Достоевский в романе "Идиот" поместил доходный дом генерала Епанчина. В 1874 году участок с особняком приобрел князь А. Мурузи. Он происходил из византийского княжеского рода. Отец князя Мурузи служил туркам, но тайно способствовал присоединению Молдавии к России, за что в итоге и был казнен турками. Вдова казненного с детьми перебралась в Россию. Мурузи обучался в Пажеском корпусе, служил в лейб-кирасирском полку, а после отставки обосновался в Санкт-Петербурге, где и задумал построить на Литейном доходный дом в мавританском стиле. тарый деревянный особняк был разобран, и на его месте в течение двух лет возводился доходный дом по проекту архитектора А. Серебрякова. Детальная отделка здания снаружи и изнутри была разработана помощниками Серебрякова, архитекторами П. Шестовым и Н. Султановым. А. Серебряков по поручению князя Мурузи ездил в Испанию, чтобы скопировать там религиозные мавританские надписи, которые потом были использованы в декоре здания. Работы по отделке квартиры самого князя в 26 комнатах на углу второго этажа по Литейному проспекту завершились только в 1877 году. Постройка дома Мурузи принесла Серебрякову громкую славу. За ходом строительства пристально следила пресса, что было само по себе неслыханно, так как в те годы в Петербурге возводились сотни доходных домов. Изнутри дом также был отделан в мавританском стиле. В нем было 57 квартир, в том числе и квартиры-особняки, 7 магазинов. Особой роскошью отличалась отделка княжеской квартиры. Внутренняя лестница из белого каррарского мрамора вела на второй этаж, в зал, который напоминал дворики мавританских дворцов. Своды зала покоились на 24 тонких мраморных колоннах, посередине зала бил фонтан. В доме были пять парадных лестниц, водяное отопление, паровая прачечная, 28 ванных комнат. Строительство и содержание огромного экзотического дома стоили таких затрат, что после смерти князя Мурузи в 1880 году дом едва не был продан с молотка. ![]() | ||||
Просмотров: 9914 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |