Главная » Файлы » История СПб.8 класс

Доходные дома
06.06.2010, 23:59
Задания к тексту "Доходные дома"
1) выписать этапы и принципы застройки Петербурга доходными домами; проиллюстрировать схемами.
2) Заполнить табличку, используя слова и словосочетания:

Вопросы для работы с текстом

1. К-во этажей
2. Расположение
3. Материалы
4. Декор фасадов
5. Внутренняя планировка
6. Интерьеры
7. Размещение жильцов
8. Персонал
9. Планировка территории
10. Особенности быта
Дома для богатых










 Дома для бедных











3. Сделать выводы о значении доходных домов для Петербурга


Доходные дома
        Доходный дом - дом, в котором этажи, квартиры, комнаты и углы сдаются внаём с целью получения дохода.
       1. Развитие доходного бизнеса в Петербурге. В России доходные дома придумали строить еще в XVIII веке, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Сначала это были простые деревянные строения "под жильцов", которые начали возводить сообразительные и состоятельные люди, сдавая потом за определенную плату тем, кто в них нуждался. В начинании особенно преуспел Санкт-Петербург, который с середины XIX века и строился преимущественно как город доходных домов. А уже к концу столетия доходные дома стали составлять большинство построек в Санкт-Петербурге, что, кстати, сильно повлияло в дальнейшем на архитектурно-художественный облик города, а также и на историю русской литературы. В те годы в городском строительстве царила настоящая горячка - богачи всех сословий охотно вкладывали капитал в возведение жилых домов, предназначенных для сдачи внаем. Предприятие это приносило очень большую выгоду, поскольку спрос на такого рода жилье всегда стабильно превышал предложение.
       Примерно с 1730-х годов в Петербурге началось упорядоченное городское строительство. Сначала главными собственниками недвижимости в новой столице были служивые дворяне (им, как правило, предоставлялись самые престижные участки), затем вслед за ними начали обустраиваться богатое купечество и деловые люди. Большинство состоятельных граждан Санкт-Петербурга в XVIII - первой половине XIX века проживали в различных особняках (особняк - это благоустроенный городской дом для одной семьи) - от небольших деревянных до роскошных каменных. Но середине XIX века уже складывался новый тип городского особняка - особняк делового человека. В таких зданиях было большое количество служебных помещений, предназначенных для работы хозяина и его работников.
       Оборотистые люди, пользуясь ростом цен на землю в Петербурге, скупали участки с особняками и перестраивали их с целью сдачи в наем. Как правило, этот процесс затрагивал лишь центральные районы города. Однако, когда большинство особняков было уже продано, или если не хватало денег на приобретение столь дорогого участка в историческом центре или близко к нему, предприниматели стали скупать участки земли без особняков, и в других районах города. Чем ближе участок располагался к центру - тем дороже была земля, а значит, и жильё, сооружённое на этом месте. Участки, как правило, имели прямоугольную форму для удобства застройки. Главный дом, в котором часто во втором этаже селился и сам домовладелец, возводился по линии набережной или проспекта. При уплотнении застройки дополнительные флигеля возводились по периметру участка, а затем и внутри него, разделяя территорию на "клетки" - образуя дворы-колодцы, так хорошо известные всем петербуржцам.
         Кроме перестройки особняков доходные дома начали массово строиться на свободных от застройки территориях города (или попросту на пустырях). Первые такие дома обычно были трехэтажными, но в 1874 году газеты сообщили о постройке на Лиговке пятиэтажного доходного дома -- самого высокого в городе. А к концу XIX века доходные пятиэтажки (и даже шести-семиэтажки) стали нормой и концу века в среднем доходном доме располагалось уже от трехсот до тысячи человек.        Свойственный XIX веку дух практицизма стал все более влиять на архитектуру доходных домов: в городе появились дворы-колодцы, которыми всегда славился Петербург Достоевского: стремясь извлечь из строений максимальный доход, будущие домовладельцы стали располагать постройки вплотную друг к другу. Действовавший в то время строительный устав разрешал плотную застройку в центре города. Только главный двор должен быть не меньше тридцати квадратных сажен, остальные дворы могли быть меньше. Максимальной плотность застройки была в традиционных районах локации доходных домов, например на Лиговке или в районе Сенной.
      Уже к середине века в Петербурге начали формироваться настоящие трущобные районы. Они располагались между Фонтанкой и набережной Елизаветинского канала ныне канал Грибоедова, постепенно распространяясь в сторону Обводного канала. Обыкновенно, лицевой корпус охватывал участок вдоль улицы, а внутренние флигели размещались параллельно. При ширине участка, позволяющего разместить перпендикулярно лицевому два внутренних корпуса, участок обстраивали по периметру, оставляя в центре двор. Позже внутренние флигели строили не по периметру, а в центре участка.
       Процесс застройки мог проходить и по-другому: лицевой флигель, выходящий на улицу, оставался особняком владельца, в глубине участка возводили многоэтажные флигеля с квартирами, сдаваемыми внаем, либо надстраивали этажи над служебными постройками. Затем надстройки и перестройки продолжались, пока внутренняя часть владения не превращалась в типичный доходный дом.
       2. Виды доходных домов и их внутренняя планировка.  Доходные дома подразделяются по своему предназначению и основным характеристикам на дома для богатых и дома для бедных.
       Дома для богатых жильцов были нарядными, добротными и ухоженными. Они возводились близко к историческому центру города, где земля стоила недёшево, известными архитекторами и инженерами. Спроектированные по индивидуальному проекту из качественных дорогих материалов. Такой дом имел несколько фасадов - парадный, смотрящий на центральную улицу, дворовый - выходящий в сторону парадного двора, а иногда и третий фасад, выходящий на хозяйственный двор. Для привлечения богатых жильцов фасады богато декорировались пилястрами или колоннами, лепниной, декоративными фонариками, замысловатыми козырьками, скульптурой, облицовочной плиткой, рустом и т.д. Такие дома очень напоминают особняки богатых горожан. Самая современная декоративная деталь в таких домах - эркер - выступ на фасаде, увеличивающий объём комнаты. Он застеклён, красиво украшен и придаёт дому особую нарядность.
        Дом для богатых жильцов имеет две лестницы - парадную и чёрную, а значит, и два входа - парадный и чёрный. По парадной лестнице самые состоятельные жильцы поднимаются на второй и третий этажи, где располагаются самые комфортабельные апартаменты. Красивые с резьбой двери, узорные решётки перил, разноцветной плиткой выложенный пол, разноцветные стёкла в окнах, каменные ступени, покрытые ковром, лепные украшения на стенах - таков наряд парадной лестницы. За порядком строго следят старший дворник и швейцар. Постороннего человека в дом не пропустят. при необходимости, швейцар поможет донести тяжёлые вещи до квартиры.
       Однако, не только квартиры сдаются внаём в таком доме, но и этажи, и комнаты, и даже углы - на верхних этажах.
       Чёрная лестница не такая богатая по декору, но гораздо более "населённая". По ней передвигаются жильцы четвёртого и пятого этажей: мелкие чиновники, ремесленники, студенты и портнихи, кухарки и прислуга из квартир второго и третьего этажа, разносчики булочек, дров, носильщики. По ней же и мусор выносят.
       Внутренняя планировка доходных домов до середины XIX в. была преимущественно анфиладной. Но потом планировка быстро заменилась на коридорный принцип: главным элементом служил коридор, разделяющий квартиру по середине (по сторонам располагались два ряда комнат), или коридор по одной стороне квартиры, тогда двери во все комнаты оказывались в одной из его стен. В лицевых корпусах обычно располагались большие многокомнатные квартиры с двумя лестницами: парадной и черной. Рядом с черной лестницей размещались комнаты прислуги. Таким образом, квартира разделялась на барскую и служебную части. Барская же часть, в свою очередь, делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и жилые. Во внутренних флигелях размещались 4-6-комнатные квартиры для среднего класса. Здесь была только одна лестница. Вблизи входов размещались кухни, санузлы и кладовые.
        Доходный дом, предназначенный для богатых съёмщиков, имел несколько дворов - парадный и два хозяйственных. Пусть небольшой по размерам, но очень уютный, парадный двор был весьма ухожен. Имел фонтан, цветник, зелёные насаждения - деревья и кустарники. Каждый день его чистили дворники, которые составляли целую бригаду и находились в подчинении у старшего дворника. Он же занимался разделением обязанностей между всеми дворниками, обеспечивал чистоту не только двориков, но и территории у дома и в дождь, и в стужу. Второй дворик был предназначен для хозяйственных нужд: имел сарайчики для хранения дров, дворницких принадлежностей, разного хлама. Здесь же могли размещаться и мастерские. На территорию дворов вели арки. Парадные арки были также богато украшены. И въезд через арку, и вход через парадную закрывался на ночь. Чтобы загулявшиеся жильцы могли попасть в дом, нужно было дождаться дворника. Только он мог впустить их.
        Доходные дома для бедных строились в кварталах, далеко от центра, где жил трудовой люд, малообеспеченный народ. В основном - на Колокольной и Разъезжей улицах, вдоль Обводного канала, в Коломне и на Песках. Там возводились кирпичные дома в несколько этажей. Стремясь выжать из такого дома приличный доход, домовладелец экономил на строительстве: использовал материал подешевле, приглашал малоизвестных и менее квалифицированных архитекторов, инженеров, строителей, которым можно было заплатить поменьше. В таком доме и стены были тонкие, и перекрытия не слишком надёжные, штукатурка отваливалась, фасад украшался без особых изысков, элегантности, подлинной красоты. Домовладелец хотел заселить побольше жильцов, поэтому квартирки на втором этаже были маленькие, а на третьем - только комнатки. Кухня и туалет - общие. Дворник на весь дом, а то и на несколько домов - один. Поэтому ни чистоты, ни порядка не было.
        3. Самые известные доходные дома Петербурга.
Дом Басина -
собственный доходный дом архитектора Басина, построенный по его проекту в нео-русском стиле в 1878-79 гг. на пл. Островского д.5. Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторыхрых исследователей, созданы по рисункам арх. И.П. Ропета и Н.Н. Никонова.
       
         

Дом Мурузи - построен на Литейном пр. д.24/27 в 1874-77 гг. по проекту А.Серебрякова. Пятиэтажный дом на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) - великолепный образчик мавританского стиля, который был популярен в России в 70-е годы 19 века. Мавританский стиль был одним из многих направлений в эклектике - архитектурном стиле, который предполагал объединять в одном сооружении элементы самых различных стилей в разных сочетаниях. Как правило, мавританский стиль ассоциировался с роскошью и богатством и впервые был применен при постройке доходного дома, рассчитанного в основном на состоятельных жильцов. Изысканные фасады дома Мурузи украшены многочисленными эркерами, нишами и балконами, оформлены арками и тонкими терракотовыми полуколоннами, покрыты арабесками и религиозными надписями, которые исполнены с добротной этнографической точностью. В наши дни трудно в полной мере оценить, как выглядел в глазах современников дом Мурузи: не уцелели ни перила балконов из листового цинка, ни чугунные балконы-зонтики над подъездами. И все же утонченный абрис дома со сводчатыми окнами до сих пор напоминает экзотическую птицу, неведомо как залетевшую в северный Петербург. История этого дома не менее экзотична, чем его внешний облик. В 1800 году участок земли с деревянным особняком, на месте которого был построен дом Мурузи, принадлежал Н. Резанову, известному ученому и путешественнику, принимавшему участие в первой русской кругосветной экспедиции. Наследники Резанова продали участок с особняком богатому купцу А. Меншуткину, затем особняком долго владел сын министра внутренних дел при Александре I, знаток и собиратель древностей В. Кочубей. После смерти Кочубея здесь долго жила его вдова. На месте деревянного особняка с тихим тенистым садом, который так выделялся среди каменных построек Литейного проспекта, Ф. Достоевский в романе "Идиот" поместил доходный дом генерала Епанчина. В 1874 году участок с особняком приобрел князь А. Мурузи. Он происходил из византийского княжеского рода. Отец князя Мурузи служил туркам, но тайно способствовал присоединению Молдавии к России, за что в итоге и был казнен турками. Вдова казненного с детьми перебралась в Россию. Мурузи обучался в Пажеском корпусе, служил в лейб-кирасирском полку, а после отставки обосновался в Санкт-Петербурге, где и задумал построить на Литейном доходный дом в мавританском стиле. тарый деревянный особняк был разобран, и на его месте в течение двух лет возводился доходный дом по проекту архитектора А. Серебрякова. Детальная отделка здания снаружи и изнутри была разработана помощниками Серебрякова, архитекторами П. Шестовым и Н. Султановым. А. Серебряков по поручению князя Мурузи ездил в Испанию, чтобы скопировать там религиозные мавританские надписи, которые потом были использованы в декоре здания. Работы по отделке квартиры самого князя в 26 комнатах на углу второго этажа по Литейному проспекту завершились только в 1877 году. Постройка дома Мурузи принесла Серебрякову громкую славу. За ходом строительства пристально следила пресса, что было само по себе неслыханно, так как в те годы в Петербурге возводились сотни доходных домов. Изнутри дом также был отделан в мавританском стиле. В нем было 57 квартир, в том числе и квартиры-особняки, 7 магазинов. Особой роскошью отличалась отделка княжеской квартиры. Внутренняя лестница из белого каррарского мрамора вела на второй этаж, в зал, который напоминал дворики мавританских дворцов. Своды зала покоились на 24 тонких мраморных колоннах, посередине зала бил фонтан. В доме были пять парадных лестниц, водяное отопление, паровая прачечная, 28 ванных комнат. Строительство и содержание огромного экзотического дома стоили таких затрат, что после смерти князя Мурузи в 1880 году дом едва не был продан с молотка.
 







                                                     

                 
 

Категория: История СПб.8 класс | Добавил: Клеопатра
Просмотров: 9914 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]