Главная » Файлы » История СПб. 6 класс |
Оформление православного храма
16.11.2012, 18:26 | |
Оформление православных храмов
1. Фреска, мозаика, икона В византийской культуре были слиты два начала: пышная зрелищность и утонченная духовность и вера в существование посмертной жизни. Назначение христианского храма в том, что оно представлялось не местом обитания бога, как это было в античной культуре, а местом, где собирается для участия в таинстве община верующих. Причем внутреннее пространство церкви должно быть наполнено особой символикой, которую несут в том числе и декоративные элементы. Скульптура в православных храмах не использовалась. Главным видом искусства в оформлении церквей стала живопись. В Византии использовалась монументальная живопись - фреска, мозаика, икона и книжные миниатюры. Техника мозаики сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты, сделанные из сплава стекла и минеральных красителей, из которых выкладываются изображения на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Время почти не властно над мозаиками мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей, какой и была много веков назад. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже - внешних стен каменного храма. Роспись красками на водной основе по сырой штукатурке была трудоемким и тяжелым занятием. Мастер должен был писать образу сразу же "начисто" и быстро, пока не высох слой штукатурки. Причем, расписывать было необходимо участки огромной площади, иногда - большой высоте и даже на потолке, лежа длительное время в сыром помещении. Поэтому сильно страдало здоровье живописца. Наиболее частыми заболеваниями были легочные, сердечно-сосудистые, суставные и костные недуги. Велика была от них и смертность в молодом еще возрасте. Русские живописцы для оформления православных храмов использовали в основном фрески и иконы - произведения станковой культовой живописи. 2. Иконопись. Отличие иконы от картины 3. Как создавались иконы Мастерская древнего иконописца. В небольшом помещении на полках выдерживаются доски, у стены - уже готовые иконы. Ученики и подмастерья растирают краски в деревянных или глиняных плошках, грунтуют доски, закрашивают фон, поля, а мастер трудится над самыми сложными и ответственными частями. Всякая икона начинается с доски - цки, как называли ее в старину. Доску изготавливал деревщик, то есть плотник. Предпочитали липу, в ней меньше сучков, и она не так сильно коробится. Нередко писали и на сосновых, еловых, лиственичных досках. Деревщик тщательно выглаживал цку топором с обеих сторон, а на лицевой, отступив немного от краев, вырубал ковчег - неглубокую прямоугольную выемку. Получались поля и средник. На обратной стороне - затыли - набивались или врезывались одна-две поперечные планки - шпоны, которые должны были препятствовать короблению досок при высыхании. Впрочем, они не очень помогали: доска все равно выгибалась со временем, а шпоны выскакивали из пазов. Теперь доска у иконописца. Лицевую сторону он заклеивает холстиной-паволокой, а поверх нее накладывает левкас - грунт под живопись. Левкасить доску доверяли не всякому подмастерью, работа эта была сложная: варили клей из кожи или рыбы, толкли мел, просеивали, смешивали его с клеем до тех пор, пока не будет похож на сливки, а потом уже накладывали в несколько слоев, выглаживая лопаточкой, ладонью, пемзой, хвощом... Сверяясь с лицевыми иконописными подлинниками - какой святой справа, какой слева, кто молодой, кто с длинной белой бородой, - мастер тоненькой кисточкой или иглой наносит рисунок и принимается писать красками. Краски были естественного происхождения - минеральные и органические. Растирали их в плошках на яичных желтках. Потому и называются они яичной темперой. Особенно ценилась синяя лазурь, которую изготовляли из полудрагоценного минерала лазурита. Если заказчик был богат, то нимбы вокруг голов, детали одежд, а иногда и фон покрывали тончайшим слоем настоящего сусального золота. Иконописец заканчивает работу: закрашивает поля и проводит по их краю красную линию - опушку или расписывает их сценами из земной жизни святого, заключив их в небольшие квадратики. Затем покрывает икону слоем олифы. Тонкая пленка олифы быстро загустевает, и икона откладывается для окончательного высыхания. Писание икон требовало величайшей тщательности и сосредоточенности. Занятие это было богоугодное, поэтому перед началом работы древний художник постился, хмельного в рот не брал, шел в баню, надевал чистую рубаху и только после этого приступал к работе. Да и не каждый художник мог писать иконы, а только осененный благодатью Божией да одаренный Божьим талантом. Использованная литература: Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., Изобразительное искусство, 1989 г. | |
Просмотров: 1648 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |