Главная » Файлы » История СПб. 6 класс |
04.10.2009, 15:50 | |||||||
Введение В 476 г. под натиском варваров Римская империя распалась на две самостоятельные части – Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал Константинополь, основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Византии. На территории Западной части Римской империи образовался ряд государств. Средние века – большая эпоха человеческой истории – с V по XV век, когда в мире господствовал феодальный строй. Уже не рабовладелец и раб, а феодал и крепостной крестьянин представляют основные классы феодальной эпохи. И переход к феодализму, и его развитие совершались у разных народов по-разному. Владение каждого крупного феодала стало почти самостоятельным государством. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог даже объявлять войну другим феодалам. Во времена феодальной раздробленности феодалы почти постоянно воевали между собой. Такие войны назывались междоусобными. Феодалы нередко стремились отнять друг у друга земли вместе с крестьянами. Человек Средневековья жил одновременно в двух мирах: божественном и реальном. Войдя в христианский храм, он соприкасался с миром идеальным, в нём очищался от грехов, устремлялся мыслями к Богу. Но когда выходил из храма, его вновь обступал мир, связанный с реальной жизнью человека. Это столкновение двух миров было для человека таким естественным, что он об этом даже не задумывался. Христианская церковь была сильной организацией. Почти в каждой деревне был построен храм, где священник вёл богослужение. Все служители церкви представляли собой слой населения – духовенство. Остальные люди назывались мирянами. Некоторые глубоко верующие христиане желали отречься от «мирской суеты» и посвятить свою жизнь только служению Богу. Они уединялись в незаселённых местах. Таких людей называли монахами, что переводится как «одинокий». Позднее монахи стали жить группами в специальных поселениях – монастырях. До середины XI века христианская церковь считалась единой, но в 1054 г. в результате очередного конфликта между папой, стоявшим во главе западноевропейской церкви, и патриархом, стоявшим во главе восточноевропейской церкви, произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную – католическую и православную.
Как ни сильна была
церковь,среди горожан и крестьян появлялось всё больше людей, выступавших
против её учения, либо против её действий. Таких людей называли еретиками и
служители церкви во всех странах Западной Европы их преследовали и жестоко с
ними расправлялись. Для борьбы с еретиками папа создал в XIII веке
специальный церковный суд – инквизицию. Преследование еретиков приносило
большие доходы. При помощи инквизиции церковь расправлялась и с участниками
народных движений, с учёными и писателями,
чьи взгляды расходились с её учением. Некоторых еретиков папы римские
попытались подчинить себе и образовали из них монашеские ордена. Ещё в XI в. В Западной Европе появилось много безземельных
рыцарей, в основном, младших сыновей феодалов, не получавших в наследство ничего,
кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Эти рыцари
составили главную силу крестовых походов. Разбогатеть на грабеже и приобрести
земли было для них главной целью.
В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X-XI веков их число стало быстро расти. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле феодала (самым крупным феодалом была церковь). Часть города на первых порах занимал замок феодала. Под властью феодала находилось всё городское население. Разнообразные изделия, которые продавались в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Главным работником там был мастер – хозяин мастерской со всем её оборудованием и инструментами. Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом. Подмастерье – главный помощник мастера – за свою работу получал заработную плату. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером, изготовив в качестве «экзамена» шедевр. Мастера-ремесленники, одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы – цехи. Цехи стремились, чтобы одни мастера не обогащались за счёт других. Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В цехах со временем росла конкуренция. Мастера боролись за более выгодные заказы, а подмастерья – за право стать мастером и взять собственные заказы. С ростом городов и расширением торговли возрастали денежные платежи крестьян. Всё это вызывало рост их недовольства. В 1348 г. на страны Западной Европы обрушилась эпидемия чумы – вымирали целые деревни, в городах не хватало кладбищ, чтобы хоронить мертвецов. Неурожаи и голод ещё более сугубляли положение. Войны приносили новые бедствия народу. Налоги постоянно росли. Процветали грабежи и насилие. Происходило обнищание крестьян. Всё это служило причиной многочисленных восстаний и бунтов. из народных песен складывались эпические поэмы. По дорогам и городским площадям ходили бродячие музыканты – гистрионы и ваганты, а в городах развивался церковных театр. Петербург - центр изучения Средневековья С эпохи Средневековья прошли столетия. Европейцы пользовались достижениями этого времени, но мало знали о жизни своих предков. Лишь в XIX-XX вв. учёные медиевисты (от лат. medius - средний) частично восстановили историю и культуру давних времён. Среди них достойное место заняли петербургские исследователи средневековья. И сейчас в Институте истории, в Петербургском университете, в Герценовском университете и других научных и высших учебных заведениях Петербурга учёные продолжают исследование истории средних веков. Василий Григорьевич Васильевский родился в 1838 г. в семье священника в Ярославской губернии. Учился в Главном педагогическом институте, а затем в Петербургском университете. Он знал латынь и другие древние языки, историю Древней Греции и Восточной Римской империи, варягов и Руси, крестовых походов и христианской церкви. Первым среди русских учёных исследовал историю Византии и византийско-русских отношений. Изучал жития святых и обнаружил много ценных сведений по культуре и быту византийцев. Васильевский щедро делился своими знаниями: преподавал в университете, на Высших женских курсах, в Александровском лицее. У него было много учеников-исследователей. Умер Васильевский во Флоренции в 1899 г. Талантливым учеником В.Г.Васильевского был Иван Михайлович Гревс. Он родился в дворянской семье в Воронежской губернии в 1860 году. Учился в Петербургском университете. Получил блестящее образование: знал древние языки, историю Рима и средневековых западноевропейских городов, историю Франции и Петербурга. Особых успехов достиг в исследовании городской культуры. И.М.Гревс преподавал в разных петербургских учебных заведениях, но больше всего его деятельность была связана с Петербургским университетом и Высшими женскими курсами. После 1917 года на некоторое время был отстранен от преподавательской деятельности. В 1930 годах подвергся кратковременному аресту. Через несколько лет ему разрешили работать в Ленинградском университете. Учёный стремился служить "прогрессу Родины мирной культурной работой", сохранением петербургских традиций. В 20-е гг. организовал семинар по истории и культуре Петербурга, благодаря которому тысячи новых ленинградцев, прибывших в город из деревень, познакомились со своим городом. Умер Гревс в Ленинграде в мае 1941 г. Ровесником И.М.Гревса был Сергей Фёдорович Платонов. Он родился на Украине в Чернигове в 1860 г. Учился в Петербургсклм университете. Слушал лекции известных учёных, в том числе и В.Г.Васильевского. Получил блестящее образование: владел старославянским и иностранными языками, знал литературу и культуру Европы. Предметом его научных исследований стала история Московской Руси. Более 200 научных трудов опубликовал Платонов. За заслуги пред отечественной наукой его наградили орденами св. Анны, св. Святослава и св. Владимира. Он был академиком Российской Академии Наук, профессором Петербургского университета и Педагогического института. В начале 30-х гг. учёного арестовали и сослали в Самару, где он умер в 1933 г. Труды Платонова и сегодня изучают историки. Виктор Николаевич Бернадский родился в 1890 г. в Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Слушал лекции С.Ф.Платонова. Знал старославянский язык, литературу, русскую историю средних веков. Особый интерес у него вызывала история Новгорода. Занимался также историей Петербурга-Ленинграда. Много внимания уделял вопросам преподавания истории в школах. С 1924 г. работал в Педагогическом институте им. А.И.Герцена. Был заведующим кафедрой, заместителем директора института по научной работе. Многие его бывшие студенты стали известными учителями истории. Был награждён медалями "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд". Умер в Ленинграде в 1959 г. Задания к тексту 1. Заполните таблицу
| |||||||
Просмотров: 3870 | Загрузок: 100 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |