Главная » Файлы » История СПб.5 класс |
Стилизованные петербургские сфинксы
14.11.2009, 19:24 | |
«Братья и сёстры» египетских сфинксов в Петербурге
1. Самые большие сфинксы В начале XIX века, в связи с походом Наполеона в Египет, Европа ближе познакомилась с замечательным искусством этой древней страны. В тот период в архитектуре, скульптуре и живописи Европы начали появляться мотивы, заимствованные из египетского искусства. Входы в здания, мосты и набережные украшались фигурами сфинксов, не вывезенными из Египта, а созданными скульпторами тех лет. Восточные мотивы нашли отражение и в произведениях русских мастеров первой половины XIX столетия.
Интересным примером таких работ был Египетский мост через Фонтанку (у Лермонтовского проспекта), считавшийся в своё время красивейшим из петербургских мостов, и лишь частично сохранивший свой декор. Художественно исполненные и отлитые из чугуна сфинксы выкрашены в жёлтый цвет. К убору на голове сфинкса с помощью бронзовой плавно изогнутой дуги крепился фонарь. Считалось, что мост построен и оформлен в египетском стиле, однако украшавшие его сфинксы очень мало походили на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, плавный, изящный силуэт, холодная красота идеализированных лиц говорили о подражании скорее античным образцам. Статуи были отлиты по модели П.П.Соколова. Фигуры сфинксов и металлические части были отлиты на петербургском заводе Чарльза Берда. Сфинксы было отлиты целиком, и полые шишаки с дугами укрепили на их головах уже после отливки. В январе 1905 года в результате резонанса мост рухнул. «...В 12 часов 20 минут на мост вступил 3-й эскадрон конногвардейского полка, который возвращался из центра города в свои казармы, в Петергоф. Всадники мерно покачивались в сёдлах. По другой стороне моста ехало несколько гружёных саней, спешили прохожие... И вдруг раздался оглушительный треск, прозвучавший в сухом морозном воздухе как орудийный залп. Прохожие на берегу и на близлежащих улицах испугались и метнулись в стороны...От моста нёсся храп и визгливое ржание лошадей, крики и вопли людей. Мост трещал и разрушался буквально на глазах. С пушечными выстрелами ломался лёд реки. Обезумевшие от страха люди и животные падали в ледяную воду...Со всех сторон неслись, гремя звонками, пожарные обозы, бежали матросы, солдаты, городовые, скакали жандармы, везли санитарные кареты. Тысячи народа, целое море голов по обеим Мост был открыт 25 августа 1826 года. Сооружённый по проекту Г.Шреттера и под непосредственным руководством военного инженера П.Христиановича, он представлял собой однопролётный цепной, на береговых устоях, проезжий мост. Журнал «Зодчий» писал: «Египетский мост висит на цепях, пропущенных сквозь чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые имеют ли какое значение или нет, а в нашем понятии просто говорят: «Честь тебе, искусный зодчий». На береговых устоях моста возвышались прямоугольные постаменты, на которых лежали сфинксы. Монументальные ворота с карнизом, контрфорсами и тремя колоннами,между которыми свисали лёгкие шестигранные фонари, оформляли въезд. Колонны разграничивали пролёт моста на пешеходные и проезжие части. Ворота, цепи, решётка были окрашены в коричневый цвет и по карнизу декорированы вызолоченными рельефными листьями лотоса, а в центре их украшали великолепные чугунные орлы с позолотой на крыльях и щитами на груди. Ниже эмблемы повторялись в уменьшенном виде. Кроме того, ворота покрывал узорчатый орнамент из рельефных, отлитых в чугуне изображений разных животных и замысловатых знаков, имитировавших египетские иероглифы. Художественно исполненные и отлитые из чугуна сфинксы выкрашены в жёлтый цвет. К убору на голове сфинкса с помощью бронзовой плавно изогнутой дуги крепился фонарь. Считалось, что мост построен и оформлен в египетском стиле, однако украшавшие его сфинксы очень мало походили на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, плавный, изящный силуэт, холодная красота идеализированных лиц говорили о подражании скорее античным образцам. Статуи были отлиты по модели П.П.Соколова. Фигуры сфинксов и металлические части были отлиты на петербургском заводе Чарльза Берда. Сфинксы было отлиты целиком, и полые шишаки с дугами укрепили на их головах уже после отливки. В январе 1905 года в результате резонанса мост рухнул. «...В 12 часов 20 минут на мост вступил 3-й эскадрон конногвардейского полка, который возвращался из центра города в свои казармы, в Петергоф. Всадники мерно покачивались в сёдлах. По другой стороне моста ехало несколько гружёных саней, спешили прохожие... И вдруг раздался оглушительный треск, прозвучавший в сухом морозном воздухе как орудийный залп. Прохожие на берегу и на близлежащих улицах испугались и метнулись в стороны...От моста нёсся храп и визгливое ржание лошадей, крики и вопли людей. Мост трещал и разрушался буквально на глазах. С пушечными выстрелами ломался лёд реки. Обезумевшие от страха люди и животные падали в ледяную воду...Со всех сторон неслись, гремя звонками, пожарные обозы, бежали матросы, солдаты, городовые, скакали жандармы, везли санитарные кареты. Тысячи народа, целое море голов по обеим сторонам набережной у моста...»
По счастливой случайности человеческих жертв при катастрофе не оказалось, но многие получили повреждения и сильные ушибы. Четыре лошади погибли. Полвека после этого происшествия Египетского моста не существовало. И только в 1956 году он был восстановлен по проекту инженера В.В.Демченко, архитекторов П.А.Арешева и В.С.Васильковского.При восстановлении были применены другие конструкции, но оставлены сфинксы, которые, как и прежде, покоятся на массивных гранитных постаментах. Установленные парами при въездах на мост, они обращены к набережным. У статуй женский облик, красивое, но холодное, чесстрастное лицо: прямой нос, полные, резко очерченные губы и мягкая линия полного подбородка. На голове клафт, концы которого, обрамляя лицо, спускаются на грудь. Плечи и часть спины покрывает ткань. Вытянув вперёд звериные лапы, поджав задние, лежат четыре сфинкса, напоминая о былой красоте Египетского моста. Дуги с фонарями сняты. А пролёт моста украшает рельефная символика Амон-Ра. 2. Самые «страшные» сфинксы На Пулковском шоссе проносятся современные машины... Над ними в небе поблёскивают серебром воздушные лайнеры... А в центре трассы стоит старинный фонтан. Он помнит о других – тихих, спокойных временах. Двести лет назад здесь поили лошадей, которые везли путешественников из Новгорода, Москвы, Киева... И замирали кучера: около фонтана лежали четыре непонятных сущства... Тело льва, а лицо женщины... «Кто это?» - недоумевали извозчики. И нашли ответ: «Не иначе, как ведьмы!» Так и появилось неофициальное петербургское название «Фонтан ведьм». Построили этот фонтан – павильон из блоков серого гранита по проекту Жака Франсуа Тома де Томона в 1809 году. Четыре строгие дорические колонны поддерживают фронтоны и купол. Внутри чаша из полированного камня. Сё сооружение ограждено парапетом высотой около метра. А на парапете замерли две пары невозмутимо спокойных сфинксов, сделанных по одной модели. Головы сфинксов обращены в противоположные стороны. Головной платок ниспадает складками, открывая замершее женское лицо с отрешённым взглядом. Лапы сфинксов скрещены. 3. Полюстровские сфинксы Две пары сфинксов из серого гранита расположились на пристани из двух ступеней-террас на Свердловской набережной. Одна пара глядит друг другу в глаза, а другая – смотрит на воды серой Невы. Пристань имеет грот и находится в районе, носящем название «Полюстрово». Название это происходит от слова, в переводе означающего «болотистый». Местность в излучине Невы, которая в прошлом действительно была заболоченной, богата железистыми минеральными источниками, лечебные свойства которых были обнаружены ещё в XVIII веке. Существуют сведения о том, что водой из этих источников пользовался Пётр Великий.
В начале XIX века в Полюстрово провели осушительные работы и построили водолечебницу, ставшую центром небольшого курорта. Он занимал часть территории, принадлежавшей усадьбе Кушелевых-Безбородко. Усадьба эта и пристань были сооружены ещё во второй половине XVIII века по проекту Джакомо Кваренги (по другой версии – его учеником Николаем Львовым). Находящийся перед домом сад отделён от тротуара уникальной по композиции оградой с 29 скульптурами сидящих львов, поддерживающих пастями цепи. Сами же сфинксы имеют грубые лица. Волосы их спускаются до плеч и напоминают причёску древних египтянок. У них широкая грудь и мощные лапы, лежащие параллельно друг другу. Глаза сфинксов прикрыты. Аналог этих сфинксов находится во дворике Строгановского дворца, расположенного на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. 4. Строгановские сфинксы
У дверей бывшего парадного входа дворца баронов Строгановых, расположенного на углу Невского проспекта ( дом 17) и набережной Мойки со стороны двора на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита, длиной более метра. Облик финксов женский. И снова – невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчуждённый взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Платок напоминает египетский клафт. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища нечёткая. Слабо обозначены рёбра и когти. История этих сфинксов берёт начало в конце XVIII века и связана с посторойкой Андреем Воронихиным для барона А.С.Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Как и сфинксы у усадьбы Кушелевых-Безбородко, они были созданы тем же неизвестным автором. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого «блуждания» попали на их нынешнее место. Особняк Строгановых на Невском проспекте был построен ещё во времена правления Елизаветы Петровны архитектором, создавшим этот дворец в стиле высокого барокко, считается Франческо Бартоломео Растрелли. В форме здание представляет собой четырёхугольник с внутренним двором. Имеет два парадных фасада, один из которых выходит на Невский проспект, другой на набережную реки Мойки. По моде того врнмени, хоть фасады и отличаются друг от друга, но имеют общие черты – чередующиеся с одиночными пучки колонн и пилястр, расположенных поэтажно, разные по форме и размеру окна, обилие лепнины и позолоты, лучковые и разорванные фронтоны. Фасады имеют традиционную двуцветную контрастную окраску: розовые стены с белым декором. На фасаде, выходящем на Невский проспект – фамильный герб баронов Строгановых. 5. Полу-девы – полу-львы Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе петербургского Горного института (наб. Лейтенанта Шмидта, 45). Середину двора занимает большой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идёт прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников-курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи – два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики. Установлены без постаментов. Но благодаря чёрной окраске резко выделяются на фоне зелени. Сфинксы совершенно одинаковые. На сегодняший день прекрасно сохранились. Выразительны и благордны их лица. На голове вместо традиционного платка густо вьющиеся волосы, собранные узлом на затылке, локонами лежащие на шее. Лёгкое нарядное платье облегает высокую грудь, а спину покрывает богатая, отороченная кружевами накидка. Руки ниже локтя переходят в пятипалые звериные лапы с плавно изогнутыми круглыми когтями. Туловище и поджатые задние лапы явно львиные. Автором проекта, по-видимому, был архитектор, построивший здание Горного института, а раньше – училища – Горного кадетского корпуса, Андрей Воронихин. Модель, по которой отливались в металле сфинксы, вылепил скульптор, имя которого пока не установлено. Сейчас в здании института есть Горный музей. 6. Самый маленький сфинкс На площади Островского, раскрывающейся к Невскому проспекту, справа от здания Александринского театра (театра драмы имени А.С.Пушкина) есть комплекс зданий, в которм размещаются главные фонды Российской Национальной Библиотеки (РНБ). Одно из этих зданий расположено на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Построено оно было по проекту русского зодчего Е.Т.Соколова в 1796-1801 гг. Здание имеет скругленнй угол фасада. В 1828-1834 гг. к зданию был пристроен новый корпус, фасад которого был спроектирован Карлом Ивановичем Росси и украшен скульпторами Сергеем Сергеевичем Пименовым, Василием Ивановичем Демут-Малиновским и др. Он декорирован барельефами, статуями античных учёных, ораторов, философов и писателей, и увенчан фигурой богини мудрости Минервы (Афины), восседающей на кровле с копьём в руке. На боевом шлеме Минервы и примостился маленький крылатый сфинкс – символ мудрости и вечности. В 1896-1901 гг. со стороны площади был пристроен по проекту Е.С.Воротилова ещё один корпус, облицованный радомским песчанником. Российская Национальная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина – одна из крупнейших в мире и вторая после библиотеки имени В.И.Ленина в Москве. Она была основана в 1795 году по указу Екатерины II и открыта в 1814 году. Территория, на которой расположился комплекс зданий библиотеки, в XVIII веке принадлежал Аничкову дворцу. Здесь стоял парковый павильон, приспособленный в 1801 году архитектором Винченцо Бренной под Малый театр. Развитие библиотеки связано с именами А.Н.Оленина, И.А.Крылова, А.Х.Востокова, В.В.Стасова, проработавших в ней много лет. 1. Самые молодые сфинксы
Эти сфинксы находятся на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты». Автор изваяний – скульптор Михаил Шемякин – создал их в 1995 году как памятник замученным в тюремных застенках в годы репрессий. Считается, что именно на этом месте долгие морозные ночи провела, как и многие другие, русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Именно в застенках «Крестов» находились долгое время сначала муж поэтессы – русский поэт Николай Гумилёв, замученный в тюрьме, а потом её сын – историк Лев Николаевич Гумилёв. Об этих тяжёлых ночах А.Ахматова написала в своей поэме «Реквием»: Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жёсткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и чёрных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною... Долгое время на парапете рядом со сфинксами, были составлены несколько гранитных блоков, напоминющих окно в тюремной камере. На блоках были закреплены перекрещенные куски колючей проволоки и кованая роза, которая позже была варварски оторвана и похищена. На постаментах сфинксов – таблички со стихами и цитатами многих известных людей России – В.Высоцкого, академика А.Д.Сахарова, А.А.Ахматовой, Н.Гумилёва и т.д. А сами сфинксы сочетают в своём облике как черты греческих сфинксов (женский лик), так и черты египетских сфинксов (урей, клафт). Но главной особенностью этих образовявляется то, что одна их сторона, повёрнутая к «Крестам», напоминает человеческий череп, а другая, повёрнутая к жилым домам, - лицо юной девушки. Характерны и сильно выступающие рёбра сфинксов, напоминающие об измождённом состоянии заключённых в застенки. Этот памятник недаром получил эпитет: «жизнь и смерть в одном лице». А в декабре 2006 года недалеко от каменных изваяний сфинксов был открыт памятник А.Ахматовой: Опять поминальный приблизился час, Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что, красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда прихожу, как домой!» Хотелось бы всех поимённо назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем – не ставит его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь; где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов... И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня... | |
Просмотров: 8488 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |